Победоносное наступление электромобилей снова оказалось под угрозой

25 февраля 2020 года  |  В мире

И виноваты уже не цены, не дефицит зарядных станций, и не коронавирус и даже не ограниченный пробег электрокаров. А страдают, и еще могут пострадать многие европейские автомобильные бренды и потенциальные покупатели их электромобилей, сообщает .

Казалось бы процесс пошел. Продажи электромобилей в Европе начали, наконец, заметно расти. По данным Федерации автомобильных производителей АСЕА, в Европе, в 4 квартале 2019-го, продажи электрокаров достигли рекордного уровня и выросли на 80%! И в общем объеме европейских продаж доля электрокаров и гибридов уже достигла 4,5%!

Эти цифры говорят о существовании потребительского спроса на электротранспорт, несмотря на дефицит зарядных станций и на все еще достаточно высокую стоимость электрокаров. Была даже идея считать 2020 год в Европе Годом электромобиля. И довести долю электротранспорта (электрокары плюс гибриды) в общем объеме продаж до 5%. Такой объем откроет путь к нулевой (с точки зрения загрязнения окружающей среды) мобильности, в соответствии с Зеленой программой ЕС. А следующая амбициозная цель и скачек - доля в 10% в 2021 году. Но радость оказалась несколько преждевременной.

Уже в феврале 2020-го Jaguar Land Rover (JLR) был вынужден остановить производство электрического внедорожника I-Pace на заводе Magna Steyr в Граце, Австрия. Причина - «проблемы с расписанием поставок», которые, как считается, связаны с аккумуляторными батареями. Производство началось в марте 2018 года, а в прошлом году JLR продал около 15 500 единиц этой модели.

Поставщиком батарея является компания LG Chem, которая производит литий-ионные аккумуляторы для I-Pace на своем заводе в Польше.

И это далеко не первый подобный случай дефицита аккумуляторов и проблем с их поставками в этом году. В январе Audi временно прекратила производство моделей e-tron и e-tron Sportback на своем бельгийском заводе недалеко от Брюсселя. А Mercedes-Benz в этом году вдвое сократит производство своего электромобиля EQC из-за нехватки аккумуляторов. Audi и Mercedes-Benz также поставляют свои аккумуляторы от LG Chem.

А ведь объемы производства электрокаров будут расти не только в Европе, но и в мире. В этом году мировые продажи чистых электромобилей, как ожидается, достигнут 2,7 млн. К 2025 году они (по прогнозам) удвоятся до 7,3 млн. единиц. А ведь автопроизводители - не единственная отрасль, которой требуются аккумуляторные батареи, и которая претендует на сырье для их производства - в частности, литий, кобальт и медь.

Поэтому, возникает и еще одна проблема для производителей, покупающих литий-ионные аккумуляторы - их стоимость. Рост производства привел к снижению цен на литий-ионные аккумуляторы в 2019 году, и есть прогнозы, что к 2030 году цены на них могут быть уменьшены вдвое.

Однако нынешний дефицит может привести к краткосрочному росту цен. А значит - и увеличению конечной (для потребителя) цены электрокара. И такая угроза остается до тех пор, пока не будут решены проблемы с цепочкой поставок и не увеличена емкость батарей для удовлетворения спроса. К этому добавляется стоимость хранения и перемещения батарей через границы. И поставщикам никто не может запретить поставить самую высокую цену.

Именно поэтому автопроизводители стремятся локализовать производство аккумуляторов хотя бы в пределах своей страны или ЕС. Так, 30 января президент Франции Эммануэль Макрон присутствовал на церемонии закладки нового завода по производству аккумуляторов на юго-западе Франции. В этом проекте Франция и Германия объединили свои усилия, чтобы конкурировать с лидерами рынка Юго-Восточной Азии.

Завод, расположенный в Нерсаке, должен начать производство в середине 2021 года в рамках трансграничного сотрудничества, поощряемого Союзом батарей ЕС. На первом пилотном заводе будет занято 200 человек, а к 2022 году на другом запланированном заводе в Дуврине, на севере Франции, потребуется 2000 рабочих. Германия также откроет у себя завод в 2024 году, на котором будет работать такое же количество людей.

В целом Франко-германский промышленный рост поддерживается Европейской комиссией, которая в конце 2019 года подписала так называемый Важный проект общего европейского интереса (IPCEI). Семь стран ЕС, включая Францию, Германию и Швецию, получат на эти цели в общей сложности 3,2 млрд. евро государственной поддержки.

О запуске своего пилотного завода сообщил также французский энергетический гигант Total. Ему принадлежит фирма, которая будет управлять заводом Nersac, в сотрудничестве с PSA Groupe. Совместное предприятие нацелено на производство одного миллиона аккумуляторов для электромобилей к 2030 году. Это будет около 10-15% рынка ЕС и потребует инвестиций в размере 5 млрд. евро. К данному проекту, через немецкий аккумуляторный завод подключится и дочерняя компания Opel.

А Jaguar должен начать производство электрической версии XJ на своем заводе Castle Bromwich уже в этом году после переоборудования завода на 1 млрд фунтов (1,25 млрд долларов). Для обеспечения безопасности аккумуляторов компания создает центр сборки аккумуляторов на 150 000 единиц в близлежащем Хэмс Холле, который также начнет работать в этом году. Еще будет налажена сборка блоков электропривода в центре производства двигателей в Вулверхэмптоне.

Не смотря на все планы европейских автогигантов, лидером по производству электрокаров в Европе хочет стать Hyundai. И произойдет это уже в нынешнем году после запуска в марте производства электрической версии Kona Electric на заводе в Носовице в 380 км к востоку от Праги в Чехии. А бензиновые, бензиново-электрические гибридные и дизельные версии этого компактного кроссовера будут по-прежнему импортироваться в Европу из Кореи. Для поддержки также увеличат поставки в Европу Kona Electric с завода Ulsan в Южной Корее.

В Hyundai заявили, что в этом году компания предоставит более 80 000 единиц автомобилей с нулевым уровнем выбросов для европейских клиентов, включая Kona Electric, Ioniq Electric и автомобиль на топливных элементах Nexo. И из них более 60 000 могут быть Kona Electric. Благодаря этому Hyundai рассчитывает стать крупнейшим поставщиком автомобилей с нулевым уровнем выбросов в Европе уже в 2020 году.

К слову, Hyundai, скорее всего, будет закупать аккумуляторы для Kona Electric в Европе. В том числе у корейских производителей аккумуляторов LG Chem и SK Innovation, которые имеют заводы в Польше и Венгрии.

Комментарии (0)
Подписка на новости

Подписавшись на рассылку новостей от АвтоСайта, вы сможете получать все свежие новости прямо на ваш почтовый ящик.