О рынке проката автомобилей в Украине, Киеве и за рубежом будем разговаривать с Тарасом Гетманским, управляющим первой украинской международной компанией по прокату автомобилей RACE.
Рынок аренды автомобилей в 2017 году
- Что можете сказать о рынке аренды автомобилей в Украине в 2017 году?
- Несмотря на все опасения, рынок начал оживать, практически все компании по прокату авто в Украине почувствовали прирост рынка.
- До 2017 года было как-то по-другому? Рынок стагнировал, а сейчас растет?
- С 2014 года, дела на рынке шли не так хорошо. Прекратился приток туристов, россияне, которые составляли львиную долю клиентов, также перестали ехать. Потому с 2014 года рынок был на 90% внутренним и только, то есть без всяких внешних туристов. Сейчас оживился.
- Россияне снова поехали в Украину в прежних масштабах?
- Нет. Россияне не поехали в прежних масштабах, едут больше, но все равно это даже не 20% от предыдущего объема людей.
- Кто тогда едет в Украину? Откуда рост рынка?
- Рост происходит:
- Приезжие из Европы, Израиля – хотя их не так уж и много, но гораздо больше, чем в 2014 году.
- Оживился внутренний рынок, если в 2014-2015 году люди тратили деньги осторожнее, даже в летний период не наблюдалось особого оживления, то сейчас все гораздо лучше.
- Потихоньку оживает бизнес, который так же является корпоративным клиентом.
Оккупированные территории
- Интересно, есть ли рынок на оккупированных территориях? Крым, Донецк, Луганск?
- Как ни странно, но есть. Мы постоянно мониторим ситуацию. Если говорить о Крыме, то спрос большой, причем он не падал, а только возрастал с 2014 года, а вот в 2017 году наоборот пошел на спад, сыграли несколько обстоятельств:
- Россиянам открыли Турцию.
- Цены в Крыму идут только вверх, а сервис стоит на месте.
- Погода очень холодная в 2017 году.
- В Крым едут бюджетники и сотрудники гос органов и полиции по льготам, а они не сильно тратят деньги.
Донецк и Луганск, или проще говоря, ОРДЛО (Отдельные районы Донецкой и Луганской областей), также имеют запросы на аренду автомобиля. Это далеко не 2013 год, но они есть, наверное 5-10% от 2013 года.
- В общем, Крым ушел в минус, а ОРДЛО в плюс? Кто заказывает автомобили в аренду в Донецке и Луганске?
- Нет. Крым однозначно плох в 2017 году, на это жалуются все российские и крымские компании. ОРДЛО это в основном:
- Те кто проживает там, наши граждане, которые не выехали и хотят работать или пытаться работать в такси, хотя мы никогда не предоставляли авто в аренду для такси даже до 2014 года.
- Приезжие, которые въезжают со стороны России на ОРДЛО.
- Какие-то есть особенные вопросы, которые задают по прокату в ОРДЛО?
- Конечно, люди очень удивляются когда говоришь, что нет обслуживания в Донецке. Некоторые понимают, а некоторые просто говорят: «Почему?», будто, не знают, что происходит в Донецке и Луганске с 2014 года.
- Есть ли компании по прокату авто в ОРДЛО?
- Мне не известно, думаю, что нет. Разве что в частном порядке кто-то предоставляет автомобили.
- Какие особенности проката автомобиля в столице, Киеве, это приоритетный город?
- Киев, конечно же, главный город, потому что это столица, и поэтому сюда всегда едут туристы как в туристическую зону. Но сейчас туристов меньше, но услуга аренда авто в Киеве всё равно пользуется высоким спросом.
- Могли бы вы назвать наиболее приоритетные города, в которых больше всего востребована услуга проката автомобилей в Украине?
- Конечно, нет проблем: Киев, Одесса и Львов.
- Что сделать, для того, чтобы другие города так же развивались?
- Прежде всего развивать инфраструктуру, например как в Западной Украине, кроме того развивать маршруты и авиаперевозки, ведь мы страдаем в Западной Украине из-за небольшого объема авиа перевозок.
- Как авиа рынок отражается на вас?
- Напрямую. Чем больше мы имеем рейсов, тем больше туристов и перемещений. Тем лучше для рынка проката автомобилей. Неспроста я назвал Киев, Одессу и Львов, сегодня это города лидеры по авиа. Но, если взять их все вместе, ни один из них не дотянет до Вены, Барселоны или …, где самолет взлетает или приземляется каждые 2-5 минут.
Рынок за границей
- Какие отличия заграничного рынка проката от украинского можно выделить? Почему там проще, дешевле чем в Украине?
- Там проще относятся ко многим вещам в прокате. Во-первых, вам не выдают автомобиль и не принимают его – причина проста, дорогая рабочая сила. Если и выдают, вы можете прождать 40 минут в очереди. Неспроста, в опросниках, всегда есть вопрос как быстро вы получили автомобиль или услуга экспресс сервис, которая может оплачиваться отдельно, то есть приоритет при получении авто. В Украине все экспресс и все индивидуальное обслуживание, и нет 40 минут ожидания, потому мы впереди здесь, хотя по причинам слабого рынка.
Относительно дешевле. Я бы не сказал что всегда так, но рынок определяется именно стоимостью:
- Автомобилей
- % ставкой по кредитам
- Стоимостью страховки
Естественно Европа впереди нас, если там кредиты по 4% годовых, мы имеем аж до 30%, цены на авто у нас дороже, страховка +/- такая же. Имеем дороже цену на прокат, так как % маржа просто становится не выгодной и проще размещать деньги на депозите, чем делать прокат.
- Что нового на рынке проката авто в Киеве? Какие тенденции появились.
- Из приятного, большая клиенто ориентированность практически всех компаний. Скажу что она даже выше чем в Европе, это отслеживается, начиная от ресурсов в интернете, заканчивая бесплатными услугами.
Из недальновидного, это то что 99 из 100 компаний, которые работают в сфере аренды, в том числе в области проката автомобиля в Киеве позиционируют себя как недорогой прокат авто в Киеве, то есть главное к чему стремятся это снижение цены. Снижение цены это отлично, но не стоит забывать о качестве, сервисе… Когда все пишут только одно: прокат авто Киев недорого или дешевый автопрокат в Киеве, потихоньку с недоверием или непониманием относишься к таким заголовкам, ведь за ними кроется банальная стандартная цена.
Тарас Гетманский
Компания RACE, сайт http://race.net.ua/
order@race.net.ua
+38 (067) 644-65-55
