Новое экологическое законодательство в Украине и девальвация валют в странах СНГ кардинально изменили ситуацию в сегменте импорта автомобилей с пробегом. Так, за 2 месяца 2016 года в Украину было импортировано 2,6 тыс. б/у легковых автомобилей, что на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
При этом всего год назад, в январе-феврале 2015 г. – 52% всего объема импорта были автомобили до 2008 года выпуска (экологический стандарт Евро-4 и ниже). Соответственно на б/у автомобили 2009 года выпуска и моложе приходилось 48% импорта.
С 01 января 2016 года в Украине действуют экологические стандарты Евро-5, на которые заводы производители легковых автомобилей в ЕС массово перешли в 2009 году. По итогу 2 мес. 2016 года на автомобили до 2008 года выпуска пришлось всего 4% импорта б/у автомобилей. 96% б/у импорта – автомобили 2009 года и моложе, при чем основная часть автомобилей 2011-2012 года выпуска (достаточно свежие и дорогие автомобили).
Существенно изменилась структура импортируемых брендов.
Если рассмотреть ТОП-10 брендов, то можем зафиксировать однозначный тренд роста импорта дорогих б/у автомобилей премиум-сегмента: AUDI, Mercedes, BMW.
При этом импорт б/у автомобилей массовых доступных европейских брендов падает: Renault на -18,8%, Volkswagen на -8%, Opel на -11,5%.
Импорт б/у Nissan вырос на 118% за счет одной модели – электромобиля Nissan Leaf (но с ценой в Украине $20 000 и его тоже можно отнести в премиум сегмент). Таким образом, б/у импорт повторяет тенденцию рынка новых автомобилей – существенно растет объема продаж премиальных брендов, что выглядит немного странно для страны, находящейся в тяжелом экономическом кризисе и в фактическом состоянии войны. Но и это имеет свое объяснение – средний класс в Украине исчезает, а состоятельных любителей премиум-сегмента в лице госчиновников, судей, прокуроров, депутатов прибавляется.
Но еще больше впечатляет изменение в структуре б/у импорта по странам экспортерам. В 2015 году это были «традиционные» Германия и Франция. Б/у импорта иномарок из России не существовало как явления.
В 2016 году ситуация меняется кардинальным образом. Девальвация российского рубля более чем в 2 раза. Более 20 автомобильных заводов международных автомобильных концернов работающих в России. Высокий % локализации производства. Все это в совокупности с экономическим кризисом привело к огромному падению цен на автомобили, при чем, как новые, так и б/у. Как результат, цены на новые и б/у автомобили в России на 20%...30%..50% (в зависимости от модели и производителя) ниже, чем в Украине или ЕС. Импорт иномарок из РФ активизировался и уже принял системные обороты. Так в зависимости от марки и модели, от 25% до 50% б/у импорта в феврале 2016 года приходилось на Российскую Федерацию.
Для сравнения представлены скриншоты объявлений в интернет наиболее популярных импортируемых моделей б/у автомобилей в аналогичной комплектации, пробегом и годом выпуска. Как видим, цены в РФ на б/у существенно ниже, чем на такие же модели в ЕС или Украине:
- Наиболее доступный и номер один по объему импорта в Украину, бюджетный автомобиль компакт класса Renault Megane в аналогичных комплектациях/пробеге/годе выпуска стоит в ЕС более $14 000, в Украине $12 000, а в России всего $7 000.
- Еще один хедлайнер б/у импорта – Volkswagen Passat в аналогичных комплектациях/пробеге/годе выпуска стоит в ЕС и Украине около $20 000, а в России всего $14 000.
- И еще один массово завозимый в Украину б/у автомобиль – Mercedes-Benz E-класс в аналогичных комплектациях/пробеге/годе выпуска стоит в ЕС более $25 000, в Украине более $31 000, а в России всего $16 000.
- При текущих тенденциях РФ становится основным поставщиком б/у автомобилей в Украину.
- А в случае принятия Законопроекта №3251, который предусматривает многократное снижении акцизов на б/у импорт автомобилей, Украина получит:
- Счастливых обладателей дорогих Mercedes, Audi, BMW, Opel, Volkswagen, Renault, c которых в украинский бюджет не поступят миллиарды долларов налогов.
- Б/у импорт из России в объеме сотен тысяч автомобилей в год. Миллиарды долларов из Украины утекут в страну-агрессор на финансирование ее армии, экономики и повышения социальных стандартов ее пенсионеров.
- 99% населения Украины, у которых нет денег, ни на новый, ни на б/у автомобиль прослушают по телевизору очередную депутатскую мантру о народной заботе.
- Как показывает практика – у законов экономики и собственного кармана понятия «патриотизм» отсутствует.
